понедельник, 6 октября 2014 г.

КМ-Результаты: «Розничная сеть «МТС»

ЗАО «РТК», позднее переименованная в «Розничную сеть «МТС», - это та компания, познакомившись с которой лично я получил не только много интересных идей «в подарок», но и узнал много новых людей, с которыми общаюсь и по сей день.

Самыми яркими и запомнившимися событиями лично для меня стали «Большая игра» и «Форум инноваторов». Ну, и работающая корпоративная социальная сеть, - это тоже пока редкий пример для нашей страны.

Надеюсь, таких примеров станет со временем больше, а коллеги из МТС или РТК подправят мой субъективный взгляд со стороны, - в конце концов, - это только эмоции и ничего больше!

«Форум инноваторов»

18 апреля 2012 года, "Корпоративный инновационный процесс: от идеи до результата». По-моему, официально Форум инноваторов назывался именно так. На форум собрались самые активные «инноваторы» РТК со всей страны, руководители направлений и руководители компании. В повестке было заявлено много чего, - аж на 2 дня работы. Самого меня «задели» несколько моментов.

Во-первых, это присутствие и выступление генерального директора РТК Кленина. Как минимум, это показало, что вся работа инноваторов в РТК поддерживается руководством. А это, к слову, в иерархии факторов, необходимых для успеха обмена знаниями, - фактор номер 1. Т.е. непосредственное участие первых лиц или топов в работе.

Еще помню, на форуме с участниками проводились несколько мастер-классов. Один из них был посвящен технологии «Форсайт», когда группы прогнозировали будущее. Сам участвовал в одной из сессий, что-то предлагал и писал, дослушал до конца и… не проникся. Потом оказалось, что не проникся ни я один. По отзывам организаторов, больше пользы инноваторы РТК получили от ребят из GreenfieldProject, - по упаковке проектов и еще много чему, - сам уже уехал, поэтому только впитывал эмоции тех, кто остался.

Вообще, сложно передать свои эмоции, когда видишь грамотно спланированное и проведенное мероприятия, ни чуть не уступающее тем зарубежным «тусовкам», на которых удалось побывать. Из ложки дегтя отметил для себя только одно: когда после пленарной части Кленин уехал «по делам» и… следом за ним с мероприятия сбежали и большинство лидеров существующих групп, оставив в зале только ребят из регионов, которым сбегать, видимо, было некуда. Чудес не бывает?

«Большая игра»

Вечером после работы мы сидим в кафешке в компании таких же «подвинутых» на работе с идеями, знаниями и прочим и делимся своим позитивом друг с другом. Очень интересно, занимательно, полезно, уже даже комментируем опыт друг друга, - и тут к нам присоединяется Валентина Уралова. Не помню, как точно называлась тогда ее должность в РТК, но как раз она была тем массовиком-затейником, кто и Форум инноваторов организовал, и внутреннюю работу по работе с идеями выстраивал.

Скажу только свое собственное впечатление: с ее приходом ни о чем больше, кроме как об РТК, мы не говорили. Представьте себе простую ситуацию: Вы работаете в компании, регулярно что-то предлагаете, помогаете в работе другим, в том числе и своими советами, обсуждаете новые идеи, выполняете свой план и все такое, - и вдруг Вам говорят, что за неделю Вы должны купить туристические ботинки, собрать рюкзак и приготовить загранпаспорт. Чтобы быть готовым через неделю отправиться с другими такими же «больными на голову» - в Непал!

И не просто для того, чтобы пить коктейли и пиво в местных барах, а 4 дня подряд карабкаться в гору! Ну, точнее, идти бодрым шагом, но постоянно вверх, что само по себе является достаточно серьезным испытанием. Дальше, - нет, не больше. Дальше – проще. Дойдя до какого-то верха, есть один день на то, чтобы спуститься вниз. А внизу всех поджидает тарзанка высотой 100 метров. И единственный способ двигаться дальше – это прыгнуть вниз, несмотря ни на что!

Ну, справедливости ради надо сказать, что если уж совсем «не хочется», - то можешь спуститься и пешком. Но какой от этого кайф, если ты молод и окружен теми, кто готов? История умалчивает, сколько человек спускалось пешком. А вот военной хитростью Валентина поделилась: первыми прыгали те, кто сомневались. Потому что дело было вечером, все до ночи прыгнуть не успевали, а ночевать со своим страхом – кому такое приятно?
В результате получилось захватывающее событие, полное ярких впечатлений, для всех победителей внутреннего «социалистического соревнования» в РТК. А это – 60 лучших! Как удалось узнать – 40 сотрудников отделов продаж (фронт-офис), 10 работников бэк-офиса, и еще 10 – из франчайзи.

И такие мероприятия РТК начала проводить ежеквартально! Много это или мало, хорошо или плохо, - каждый пусть оценит для себя сам. Но я в целом солидарен с Алексеем Дмитриевым, работающим в компании Enter и не понаслышке знакомым с опытом РТК: «Деньги ты потратишь, - и все. А за впечатлениями, за новыми эмоциями будешь тянуться всегда». У себя они реализовали похожий проект ОлимпиаДА. Но это уже другая история и другие действующие лица.

Кстати, «Большая игра» доступна и на ютюбе: есть масса роликов об уже прошедших мероприятиях, внутренние рекламные ролики РТК и многое другое. Ищите, смотрите, связывайтесь с теми, кто организует это сегодня.

КСС и прочее

Ну, и пожалуй еще одним знаковым событием для меня стало то, что РТК – это первая российская компания, успешно использующая в работе внутреннюю социальную сеть, об опыте которой я узнал.

Да, сегодня разработчики решений и сами компании могут привести уже не один-два примера работы КСС, - и это здорово. Но для меня соцсети в компаниях начинались именно с РТК. И ведь ничего особенного: люди общаются, задают друг другу вопросы, получают лайки и разные знаки отличия, могут подключаться к обсуждениям и из дома и, в конечном итоге, говоря официальным языком: «лучше исполняют свои обязанности». Сегодня существует уже много ресурсов, где обсуждают тему корпоративных коммуникаций, социальных сетей, геймофикацию и прочее. Относиться к этому можно по-разному: от «у нас такое не возможно» до «а вот эту фишку я готов попробовать». Самое главное, - что в любом примере можно найти что-то, что можно использовать на своем месте. И первым таким примером для меня стала именно компания РТК.


Ищите свои примеры! Делитесь ими! Ведь, как сказал Шоу, обменявшись яблоками, у каждого из нас будет только по одному яблоку. А обменявшись идеями – по две!

Владимир Баронов

четверг, 25 сентября 2014 г.

КМ-Результаты: Татнефть

Эта публикация открывает цикл статей об интересных наработках в части управления знаниями ведущих российских и зарубежных компаний.

Вообще, пересказывать за кем-то его выступление, - это в любом случае отходить от автора, давая ему собственную оценку. Поэтому заранее прошу прощения у своих коллег, если что-то понял не так. Но опыт – мне очень нравится. И он не ограничивается только тем, что описано. Поэтому обращайтесь «к первоисточнику» и вы, как и я, узнаете еще очень много интересных примеров, которые могут оказаться полезными.

Начну. В апреле текущего года в рамках конференции "Корпоративный инновационный процесс: от идеи до результата" коллеги из ОАО «Татнефть» рассказали о своём опыте организации работы по выявлению и решению наиболее актуальных проблем предприятия в рамках системы управления знаниями.

«Аукцион бизнес-идей» ОАО «Татнефть»

 Именно так называется их система. А начинается она с «Банка проблем», куда практически любой сотрудник ОАО «Татнефть»  имеет возможность поместить проблемный вопрос для общего рассмотрения. При этом сама проблема проходит многоступенчатую оценку специалистов. На старте начальник цеха или отела подтверждает актуальность вопроса. Затем выделенный эксперт по направлению оценивает поступившую проблему, уточняет и запрашивает недостающую информацию и передает вопрос на рассмотрение Технического совета. Главный инженер даёт свою оценку и определяет размер финансирования решения проблемы.

В окончательно сформулированной версии проблема публикуется на сайте Татнефти в разделе «Корпоративный заказ на инновации», где ознакомиться с ней могут как сотрудники предприятия, так и внешние посетители сайта. 

К поиску решения проблемы подключаются работники Татнефти, подрядчики, научные учреждения, аспиранты и студенты, - одним словом все те, чье участие может быть полезным. Все обсуждения предложений проводятся в отдельном «Банке идей», где каждая интересная идея проходит всестороннюю оценку и в окончательном варианте фиксируется для исполнения.

К слову сказать, если кто-то предлагает интересное решение, реализация которого «укладывается» в обозначенный Главным инженером размер финансирования, с автором может быть сразу заключен контракт.

После реализации успешный опыт фиксируется и помещается в «Банк знаний». А внутренние инноваторы Татнефти, участвовавшие в процессе проработки идеи, получают премии.



Некоторые цифры за год работы Аукциона бизнес-идей (по состоянию на 1 апреля 2014г.):
·         Количество выявленных проблем – 11606
·         Количество опубликованных проблем – 5881 (или 51% от выявленных проблем)
·         Общее количество поступивших идей – более 40 тысяч
·         Количество опубликованных идей – 26221
·         Количество зарегистрированных участников – 10544
·         Количество сторонних идей – 19316
·         Среднее количество идей на проблему – 6,9 (из них 3,5 - идеи от сторонних лиц).


Вот такие вот достаточно простые идеи и процессы. Берите идею и внедряйте у себя!

Владимир Баронов

среда, 24 сентября 2014 г.

Управление знаниями и не только

Знаете ли вы компании, в которых рубль или доллар, вложенный в проект, приносил отдачу в 250 раз большую? Мне повезло: последние годы работы я знакомлюсь с такими компаниями, с людьми, которые помогают достигать подобных результатов, иногда даже не подозревая о реальном своем вкладе. И эти подходы я хочу обсудить вместе с вами, чтобы самые удобные вы забрали себе, в практику своих компаний или подразделений.

Про «управление знаниями»

Впервые термин «управление знаниями» я услышал где-то в конце 90-х в статьях и исследованиях компании Gartner Group. Скажу честно, - меня они не впечатлили. Потом пошла волна публикаций в нашей прессе, включая предложения создать систему управления знаниями, внедрить базу знаний, банк знаний и еще Бог знает чего. Но ни одна из этих публикаций не выдерживала даже элементарной критики и уж точно не внушала доверия.
Но прошло всего… лет 7-8, - и я не просто увидел компанию, где управление знаниями работало и приносило ощутимый эффект, но и 2 года подряд погружался внутрь их собственной системы, знакомился с ее особенностями, развитием, людьми… Это была компания ConocoPhillips, работу по обмену знаниями в которой возглавлял Дэн Ранта. И лишь после этого я начал искать и находить своих коллег в России. С каждым годом их становится все больше!

В каждой компании управление знаниями скрыто под разными названиями. Кто-то из моих знакомых даже обиделся на мои слова, что он тоже управляет знаниями. Инновации, знания, непрерывное совершенствование, бережливое производство, управление изменениями и даже управление проектами… Во всем этом есть то, что лично я отношу к управлению знаниями, потому что для меня, - это повышение операционной эффективности, поиск и внедрение новых технологий за счет накопления и распространения опыта и инновационных идей, выявления и устранения причин возникновения проблем, а также создания условий, способствующих внедрению инновационных идей на практике.

И, кстати, есть вполне определенные 2-3 десятка инструментов управления или обмена знаниями, которые широко используются во всем мире (к слову, из более чем 100 известных). Каждый из них может работать и у нас!

А вот то, как и какой инструмент заработает у вас, какой эффект можно от него получить, при каких условиях ваши усилия действительно принесут результат для вас и вашей компании, как можно оценить степень зрелости управления знаниями, в какой форме обеспечить нормальную поддержку процессов обмена знаниями и какие обязанности должны быть у команды поддержки, как «продать» идею управления знаниями внутри компании, как вовлечь в работу правильных людей и как их потом поощрять, и даже то, какую выгоду от развития управления знаниями получит руководитель службы по управлению персоналом, - все это и многое другое надо обсуждать с людьми, вовлеченными в процесс. Ну, или как минимум – не равнодушными. Присоединяйтесь!

Баронов Владимир