среда, 24 сентября 2014 г.

Управление знаниями и не только

Знаете ли вы компании, в которых рубль или доллар, вложенный в проект, приносил отдачу в 250 раз большую? Мне повезло: последние годы работы я знакомлюсь с такими компаниями, с людьми, которые помогают достигать подобных результатов, иногда даже не подозревая о реальном своем вкладе. И эти подходы я хочу обсудить вместе с вами, чтобы самые удобные вы забрали себе, в практику своих компаний или подразделений.

Про «управление знаниями»

Впервые термин «управление знаниями» я услышал где-то в конце 90-х в статьях и исследованиях компании Gartner Group. Скажу честно, - меня они не впечатлили. Потом пошла волна публикаций в нашей прессе, включая предложения создать систему управления знаниями, внедрить базу знаний, банк знаний и еще Бог знает чего. Но ни одна из этих публикаций не выдерживала даже элементарной критики и уж точно не внушала доверия.
Но прошло всего… лет 7-8, - и я не просто увидел компанию, где управление знаниями работало и приносило ощутимый эффект, но и 2 года подряд погружался внутрь их собственной системы, знакомился с ее особенностями, развитием, людьми… Это была компания ConocoPhillips, работу по обмену знаниями в которой возглавлял Дэн Ранта. И лишь после этого я начал искать и находить своих коллег в России. С каждым годом их становится все больше!

В каждой компании управление знаниями скрыто под разными названиями. Кто-то из моих знакомых даже обиделся на мои слова, что он тоже управляет знаниями. Инновации, знания, непрерывное совершенствование, бережливое производство, управление изменениями и даже управление проектами… Во всем этом есть то, что лично я отношу к управлению знаниями, потому что для меня, - это повышение операционной эффективности, поиск и внедрение новых технологий за счет накопления и распространения опыта и инновационных идей, выявления и устранения причин возникновения проблем, а также создания условий, способствующих внедрению инновационных идей на практике.

И, кстати, есть вполне определенные 2-3 десятка инструментов управления или обмена знаниями, которые широко используются во всем мире (к слову, из более чем 100 известных). Каждый из них может работать и у нас!

А вот то, как и какой инструмент заработает у вас, какой эффект можно от него получить, при каких условиях ваши усилия действительно принесут результат для вас и вашей компании, как можно оценить степень зрелости управления знаниями, в какой форме обеспечить нормальную поддержку процессов обмена знаниями и какие обязанности должны быть у команды поддержки, как «продать» идею управления знаниями внутри компании, как вовлечь в работу правильных людей и как их потом поощрять, и даже то, какую выгоду от развития управления знаниями получит руководитель службы по управлению персоналом, - все это и многое другое надо обсуждать с людьми, вовлеченными в процесс. Ну, или как минимум – не равнодушными. Присоединяйтесь!

Баронов Владимир

Комментариев нет:

Отправить комментарий