среда, 22 октября 2014 г.

Про форумы и наше участие в них

Каждый из нас принимал участие в массе форумов или конференций. В большинстве случаев – как простые участники, иногда – как выступающие.
Обсуждение идей одного форума по управлению знаниями натолкнула меня на осмысление того, зачем я сам лично хожу на такие мероприятия? А можно ли в них что-то изменить, чтобы каждому было интересно?

Зачем мы ходим на конференции?

Не знаю, как вы, а я для себя уже давно решил, что любая конференция – это возможность узнать что-то новое, и, что даже более ценно, - возможность пообщаться с теми, кто разделяет мои взгляды и развивает те же темы, что и я.

Хочу сразу сузить предметную область конференций до темы управления знаниями или инновациями, - потому что нет необходимости сравнивать такие мероприятия, к примеру, с отраслевой выставкой производителей соковыжималок.

Как я нахожу что-то новое для себя? Конечно, слушая доклады выступающих, посещая мастер-классы, участвуя в круглых столах, - и т.д. и т.п. Какие здесь подводные камни? Их не так уж и много. Во-первых, часть выступающих составляют те, кто заинтересован в продаже своих услуг. Это часто относится и к зарубежным гуру, которые давно и прочно сидят на конкретных темах, и двигают преимущественно их. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что большинство из них имеют за плечами такой громадный опыт, что могут увлечь своими примерами и рассказами многих! Но услуги продают и многие из наших выступающих, особенно если это ИТ-компании или местные самородки, которые специализируются на конкретном инструменте, относящимся к управлению знаниями.

Хорошо это или плохо? Однозначного ответа быть не может, но… но когда я смотрю на стоимость своего участия в конференции, объясняемой организаторами тем, что в ней участвует большое число дорогостоящих зарубежных экспертов, я задаюсь простым вопросом: почему за свои деньги я должен слушать рекламные, по сути, выступления? И ответа я ни у кого не нахожу.

С другой стороны, на любой конференции много выступающих, которые рассказывают о своем собственном опыте. И это здорово и очень важно! Вот он, мой коллега, работающий в такой же, как и я, компании, которому уже удалось что-то сделать, а мне… А мне только предстоит! И я вооружаюсь его вдохновенным рассказом о проделанной работе, беру в руки презентацию, спешу домой и к своему руководителю, делюсь с ним открывающимися горизонтами и… И ничего не происходит! То есть совсем ничего!!! Более того, мне еще могут высказать все, что думают по поводу опыта этой самой «уважаемой компании».

Вот здесь и кроется этот самый второй подводный камень, который стоит брать во внимание всегда: такие выступления часто делаются для того, чтобы показать компанию в самом лучшем свете. Поэтому вы почти никогда не услышите о тех проблемах, которые на самом деле были и часто есть, - не решаемые годами. Вы никогда не узнаете, что думаю рядовые сотрудники этой компании о «собственном опыте» работы по управлению знаниями. Не узнаете, но можете себе представить, потому что если вы сами уже что-то делали, - то видите все свои проблемы изнутри и понимаете, что отчетное выступление часто имеет мало общего с реальной практикой.

Есть ли реальный выход из сложившейся ситуации? Конечно, есть! Этим выходом как раз и является общение с коллегами! Причем именно неформальное общение, а не ответы на вопросы после или в процессе выступления. Хочу я этого или нет, но выступая от лица компании всегда буду подбирать ответ так, чтобы это укрепляло имидж моего работодателя. Ну, если только я не слетел с катушек.

И в таком неформальном общении мы с вами узнаем так много ценного и полезного для себя, что это сторицей окупает все остальное!

Наверное, именно этим и можно объяснить, что раньше на разных технологических конференциях я предпочитал пить чай с коллегами и новыми знакомыми, а не сидеть в зале вместе со всеми: есть шанс узнать на самом деле что-то полезное и важное!

И, кстати, такое неформальное общение дает лично мне еще одно преимущество: если у меня появляются реальные вопросы по работе, то я всегда знаю, к кому можно обратиться за советом и помощью! Поэтому… нет, что вы, - слушайте докладчиков, но лишь для того, чтобы знать, с кем стоит пообщаться еще!

Рад и даже горжусь тем, что узнал за последнее время столько замечательных, интересных и неравнодушных людей! Это – самое ценное, что я вынес со всех последних конференций!

А что менять?

В принципе, «что менять» - становится понятным из сказанного. Попробую это обобщить и немного расширить:

·         Если вы планируете выступать, ответьте сами на простые вопросы:
o   Показал ли я другим, как можно использовать мой опыт?
o   Если я приду со своей презентацией в свою компанию, но двухлетней (сроки ставьте сами, - до начала основной работы) давности, - получу ли я одобрение своего руководства?
o   Если я покажу свою презентацию в своей компании, - поддержат ли меня мои коллеги и те, кто на самом деле «обменивается» своими знаниями?
Если ответы по большей части положительные, - есть шанс, что вы выступили не зря.

·        Приглашайте для выступлений как можно больше людей из наших компаний: управление знаниями носит «всеотраслевой» характер, но по своему опыту знаю, что лучше всего воспринимаются идеи от компаний из моей отрасли. Ну, или близких по духу. И второй фактор - это отечественная компания. Ведь если она смогла, - то смогут и другие. Всегда можно аргументировать, что «Да даже Сбербанк/Татнефть/ОМЗ/Правительство Москвы – ненужное зачеркнуть – смогли, а что же мы?!» )))

·         Организуйте мастер-классы, вооружающие участников какими-то новыми, пусть и простыми, но обязательно полезными инструментами! А не понимаем того, что у автора мастер-класса надо купить дополнительный набор з 23 семинаров, после которых нам хоть что-то будет понятно.

·         Собирайте «запросы» от компаний, что бы они хотели узнать нового! Обобщите эти запросы и задайте их тем гуру, - не важно, из какой они страны или компании, - которых приглашаете. Уверен, что ответы многих из них как минимум подтолкнут к новым идеям. Или укрепят в вере в правильность собственной позиции.

·         Проводите конференции в местах, где удобно общаться друг с другом даже в формате один-на-один. Небольшие переговорные для встреч, масса кофе/чая с булочками, которые под рукой всегда, а не только в большие перерывы, трансляция выступлений в холл, - чтобы не пропустить что-то полезное. Вроде, это все такие мелочи, - но это так приятно и удобно!

·         И становитесь наконец сами теми людьми, которые способны увлечь своим примером и своими делами других! Ведь когда мне всерьез говорят о знаниевой экономике, обсуждают со смой определения знаниевого работника, по полгода не могут выделить ключевые 25 слайдов из чудо-презентации или опубликовать ее целиком, - это всегда вызывает во мне некоторые сомнения. Сомнения, которые уходят прочь, когда я вновь встречаюсь с увлеченными знакомыми и друзьями!

Владимир Баронов

Комментариев нет:

Отправить комментарий